![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Арматура трубопроводов |
Развитие промышленности вызвало необходимость
разработки конструкций и производства устройств,
предназначенных для отключения отдельных
участков материалопроводов, регулирование
расхода сред, защиты материалопроводов от
недопустимого повышения давлений или изменений
направлений потоков.
В зависимости от назначения арматура делится
на запорную, регулирующую, предохранительную
и контролирующую.
По принципу перемещения рабочего органа арматура
делится на вентильную, пробковую, дроссельную,
шторную (задвижки) и клапанную. Принципиальные
схемы действия арматуры показаны на рис.
5.2 - 5.7.
В зависимости от назначения и параметров
сред арматура изготавливается из различных
материалов: чугуна, стали, латуни, бронзы,
пластических масс. В качестве уплотнительных
материалов используют свинец, латунь, бронзу,
сталь, паронит и другие материалы.
Арматура по назначению делится на следующие
виды:
1) запорную - пробковые проходные краны,
запорные вентили, задвижки - предназначена
для отключения отдельных участков материалопроводов,
на блокирующих перемычках и т. д.;
2) распределительную и перепускную, с помощью
которой изменяются направления подачи среды;
3) регулировочную (регуляторы расхода, давления,
регулировочные вентили и т. д.). Она предназначена
для регулирования расхода жидкости или газа
и давления, обеспечивая необходимую гидравлическую
устойчивость системы.
4) дроссельную, предназначенную для понижения
давления;
5) предохранительную - предохранительные
клапаны - предназначена для защиты от повышения
давления в сети или оборудовании. Сюда же
следует отнести обратные клапаны, предотвращающие
опорожнение систем при прекращении поступления
материала к всасу системы.
6) обратного действия, препятствующую возможному
движению среды в направлении, обратном рабочему;
7) отсечную и аварийную, предназначенную
для прекращения подачи среды при нарушении
технологического режима или аварии;
8) конденсатоотводящую, с помощью которой
осуществляется отвод из аппаратов и паропроводов
конденсата и отделение его от пара.
Схема классификации основных видов арматуры
приведена на рис. 5.1.
Арматура состоит из исполнительного устройства
и привода. Изменение проходного сечения в
арматуре достигается путем перемещения затвора
в корпусе. По принципу перемещения затвора
арматура разделяется на следующие виды: вентили,
задвижки, краны и захлопки.
Привод, применяемый в исполнительном устройстве,
может быть:
- ручного действия с ручными маховиками или
дистанционным механизмом ручного действия
(цепные передачи, валы и т. д.);
- дистанционного управления и автоматического
действия, приводимый в движение электродвигателями,
электромагнитами, пневмо- или гидроцилиндрами,
мембранами.
Обратные, предохранительные, редукционные
клапаны, некоторые регуляторы давления приводятся
в действие движением среды либо изменением
ее параметров. К основной арматуре относятся
краны, задвижки, вентили, обратные и предохранительные
клапаны.
Клапаном называется исполнительное устройство,
предназначенное для регулирования расхода
или других параметров путем изменения проходного
сечения.
Кран (рис. 5.2) представляет собой простейшее
устройство, применяемое в трубопроводах малого
диаметра (главным образом до 2").
Сальниковые краны меньше подвержены заеданию
и дают большую плотность, чем натяжные. Краны
большей частью применяются там, где они могут
быть или совершенно открыты, или совершенно
закрыты.
Задвижки (рис. 5.3, 5.8, 5.9) относятся к
запорной арматуре. Основными частями их являются:
корпус с крышкой, золотник, шпиндель с гайкой,
сальник и направляющие (черкало), вдоль которых
движется золотник.
Задвижки изготавливаются клиновые и параллельные.
У первых золотник имеет в сечении форму клина.
При опускании он садится на наклонные поверхности
зеркала, заклинивая их. На золотнике неподвижно
закреплена гайка, в нарезку которой ввертывается
шпиндель; на наружном конце шпинделя закрепляется
маховик. При вращении маховика гайка с укрепленным
на ней золотником перемешается по шпинделю.
В зависимости от направления перемещения
проход задвижки открывается или закрывается.
Такие задвижки часто не дают нужной плотности
закрытия, часто происходит заедание золотника,
что сильно затрудняет открытие задвижки.
У задвижек с разрезным золотником этих недостатков
нет. Золотник у них состоит из двух дисков,
подвешенных на буртиках на конце шпинделя.
Между дисками помещен клин, которым они при
закрытии задвижки раздвигаются и плотно прижимаются
к зеркалу. При движении маховика в ту или
другую сторону шпиндель выдвигается наружу
или вдвигается внутрь и тем самым поднимает
или опускает золотник. Если конец шпинделя
находится на уровне маховика, то задвижка
закрыта; наоборот, при открытой задвижке
шпиндель выступает над маховиком.
Для создания плотности в месте прохода шпинделя
через крышку задвижки на последней устраивается
сальниковое уплотнение.
Вентили (рис. 5.4 и 5.7) являются наиболее
распространённым и надежным запорным приспособлением.
Они применяются для различного давления:
от глубокого вакуума до давления 1 000 МПа.
Существует очень большое количество конструктивных
разновидностей вентилей. На рис. 5.7 приведено
устройство нормального вентиля.
Обратные клапаны (рис. 5.5 и 5.6) применяются
для свободного пропуска среды в рабочем направлении
н автоматического перекрытия прохода при
движении среды в обратном направлении. По
принципу действия они разделяются- на подъемные
и поворотные, называемые иногда "захлопками".
Подъемные клапаны монтируются обычно в корпусах
вентилей. Под давлением, поступающим поз
клапан, последний поднимается и открывает
проход. Если давление за клапаном будет больше,
чем до клапана, то клапан будет прижат к
седлу и закроет проход.
Предохранительные клапаны применяются в тех случаях, когда давление в установке может подняться выше допустимого. По конструкции они разделяются на грузовые и пружинные.
<< Предыдущая глава • Содержание • Следующая глава >> |
При полном или частичном цитировании материалов гиперссылка на главную страницу www.mgn.ru/~dimka обязательна. DИМКА © 2003. Все права защищены. |